Ребенок капризничает в магазине: что предпринять

У современных детей слишком много триггеров, способных спровоцировать истерику — крайнее нервное возбуждение, при котором малыш ведет себя неадекватно и отказывается идти на контакт. Один из них — манящие полки магазинов. Игрушки и вкусности одинаково привлекают детское внимание. Когда ситуация выходит из-под контроля, не каждый родитель способен держать себя в руках. Подавляющее большинство уступает маленьким манипуляторам, лишь бы сохранить сберечь нервы и не спровоцировать осуждение окружающих. Такие уступки только закрепляют в детях уверенность, что они все делают правильно. Так где же выход? Что делать, если ребенок истерит в магазине?

Ребенок капризничает в магазине

Что провоцирует истерику

Истерика выглядит как что-то аномальное, но на самом деле является особенностью взросления ребенка. В возрасте от 2 до 5 лет малыш таким образом выплескивает негативную энергию и выказывает свой протест. Несоответствие желаний и возможностей приводит к кризису, а как с ним стравиться, ребенок не знает. Теряя самообладание, он кричит и плачет, демонстрирует вспышку эмоций.

Задача взрослого — определить первопричину происходящего. Вот несколько поводов для истерики:

  • усталость, некомфортные условия (голод, духота, громкая музыка, боль);
  • невозможность объяснить окружающим свои желания (отчаяние от непонимания взрослыми);
  • несостоятельность в деле, за которое взялся (не получается рисунок, постройка из деталей конструктора);
  • желание быть самостоятельным и ограничения родителей;
  • запрет на некоторые действия (брать в руки нож, подходить к водоему);
  • непоследовательность в воспитании (мама запрещает, бабушка позволяет);
  • дефицит внимания.

Не стоит списывать со счетов и окружение. Если в группе в детском саду или на площадке кому-то удается добиваться своих целей при помощи истерики, наблюдательный малыш может начать копировать сверстника.

Типы истерик

Условно истерики можно поделить на две группы — те, что возникают в связи с ситуацией, и те, которые осознанно используются малышом для привлечения внимания и достижения своих целей.

Ситуативный приступ истерики означает, что ребенок попросту устал, не способен держать эмоции под контролем. Ему необходимо пережить перевозбуждение, снять эмоциональное напряжение. Манипулятивный приступ имеет цель — управление окружающими. Когда ребенок не получают желаемого, он закатывает истерику, родители, которые хотят избежать скандала у всех на виду, идут на уступки.

Что делать, если случилась истерика

Если ребенок капризничает в магазине, то точно не стоит ему потакать. Удовлетворите просьбу — закрепите его уверенность в том, что истерика помогает получить желаемое. Пугать и призывать к совести тоже не лучший способ («на тебя все показывают пальцем», «тебя заберут в полицию»). Ребенку в состоянии истерики «все равно» на окружающих. Если игнорировать ситуацию, не обращать внимания на крики, в итоге ребенок успокоится, но в его сознании происходящее закрепится как «ситуация без выхода». Со стороны родителя в любом случае важны отклик и поддержка. Так же плохо выбрать для решения проблемы наказание. Разрыв между ребенком и взрослым только увеличится.

Как успокоить ребенка во время истерики?

  1. Наблюдать за предвестниками истерики. Не дать малышу впасть в отчаяние. Отвлечь («давай зайдем в зоомагазин и посмотрим на домашних животных»);
  2. Быстро установить контакт. Опуститься на корточки или сесть, чтобы быть одного роста с ребенком. Обнять, сказать, что понимаете его. Рассказать подобную историю из своей жизни. Попробовать разобрать его чувства в данный момент. Пообещать (и выполнить) заняться интересным делом вместе;
  3. Говорить как со взрослым. Если истерика в полном разгаре, попросить четко объяснить причину («ты так громко кричишь, мне непонятно, что ты хочешь, скажи всё спокойно»);
  4. Не перебивать и не критиковать при разговоре. Выслушать и доходчиво объяснить свою позицию. Говорить уверенно. Если вещь дорогая, скажите об этом, но пообещайте ее приобрести в подходящий праздник.

Чтобы не провоцировать истерики, лучше договариваться о списке покупок заранее. Тогда малыш точно будет знать, за чем идет с мамой. Он порадуется интересной находке на прилавке, но будет знать, что купить ее невозможно, так как вещь «отсутствует в списке».

Ребенок устраивает истерики в магазине, несмотря на массу попыток отвлечь или переключить? Обратитесь в лечебно-оздоровительный центр «Доверие». Здесь работают специалисты разного профиля, которые точно знают, как помочь семье в непростой ситуации. Для предварительной консультации звоните по телефону: +7 (985) 096-44-51.

   
Alt