Что делать, если ребенок не начинает разговаривать

Взрослые члены семьи имеют примерное представление о том, в каком возрасте дети начинают разговаривать. До 6 месяцев младенец только лепечет. После 6 произносит первые слоги. Ближе к 12 подражает звукам взрослых. Осмысленные слова появляются после года. «Мама», «папа», «баба», «дай» — с помощью этого малыш привлекает внимание и демонстрирует интерес к происходящему. Как понять, что в освоении речи есть пробелы? По каким признакам определяются отклонения в развитии ребенка?

Почему ребенок не говорит

Почему ребенок не говорит

Годовалый малыш часто не нуждается в объяснении словами. С мамой он общается при помощи улыбок и ласковых прикосновений, о своих проблемах сигнализирует плачем. Любящий родитель предугадывает желания младенца по взгляду, поэтому речевые навыки ребенку попросту не нужны.

В три года одной мимики и жестов недостаточно. Ограниченный лексикон, лепет, искажение звуков или их замена, отсутствие реакции на оклик являются сигналами неблагополучия. Если о недостатках воспитания речи не идет, то проблемы речевого развития могут состоять в следующем:

  • недоразвитие речевых центров по причине нарушений внутриутробного развития;
  • генетические и аутоиммунные заболевания;
  • проблемы с артикуляцией и работой речевого аппарата;
  • нарушения слуха;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в доме;
  • переживания, психотравмы, испуг;
  • двуязычное общение в семье.

Гораздо позже сверстников начинают говорить дети, воспитанию которых не уделяют должного внимания родители. Часто бывает, что свои обязанности мать и отец понимают ограниченно: ребенок сыт, одет, здоров, больше ему ничего не нужно. К малышу никто не обращается, не стимулирует ответы, поэтому словарный запас остается пассивным максимально долгое время.

Что предпринять, если ребенок не разговаривает

Речь предполагает работу мышц лица и органов речевого аппарата. Нужны ежедневные тренировки, чтобы первые слова, потом фразы и плавная речь, были внятными, разборчивыми, разнообразными. Занятия — это не уроки, а ежедневное и многократное общение, эмоциональный разговор взрослого с ребенком.

Как помочь ребенку начать разговаривать, как формировать его речь? Начинать следует в раннем возрасте:

  • когда малыш «гулит» и «лепечет», отзывайтесь на звуки, повторяйте их;
  • спокойным голосом проговаривайте свои действия, связанные с уходом за малышом, «общайтесь» таким образом с ним;
  • пролистывайте книжки с картинками, заостряйте внимание на интересных персонажах;
  • читайте простые стихи и потешки, повторяйте их день за днем;
  • проговаривайте имена домашних каждый раз, когда ребенок взаимодействует с ними, называйте окружающие предметы;
  • услышали звук — назовите источник (птичка, машина, поезд);
  • когда говорите с ребенком, смотрите на него, четко проговаривайте слова;
  • слушайте ритмичные детские песенки, двигайтесь под них;
  • при попытке малыша произнести звук, при правильном использовании звуков и слов, хвалите его;
  • поощряйте ребенка к общению, задавайте вопросы, помогайте с ответами;
  • играйте и развивайтесь, веселые действия стимулируют речь.

В общении важно сохранять позитивный настрой, не переусердствуйте с занятиями, не давите на малыша, не заставляйте делать то, что ему не интересно.

Решить, что делать, чтоб ребенок начал разговаривать, помогут специалисты лечебно-оздоровительного центра «Доверие». Консультации нейропсихолога, дефектолога, логопеда позволят выявить проблемы, определить путь коррекции, стимулировать развитие речи.

   
Alt