Что делать, если ребенок не начинает разговаривать
Взрослые члены семьи имеют примерное представление о том, в каком возрасте дети начинают разговаривать. До 6 месяцев младенец только лепечет. После 6 произносит первые слоги. Ближе к 12 подражает звукам взрослых. Осмысленные слова появляются после года. «Мама», «папа», «баба», «дай» — с помощью этого малыш привлекает внимание и демонстрирует интерес к происходящему. Как понять, что в освоении речи есть пробелы? По каким признакам определяются отклонения в развитии ребенка?
Почему ребенок не говорит
Годовалый малыш часто не нуждается в объяснении словами. С мамой он общается при помощи улыбок и ласковых прикосновений, о своих проблемах сигнализирует плачем. Любящий родитель предугадывает желания младенца по взгляду, поэтому речевые навыки ребенку попросту не нужны.
В три года одной мимики и жестов недостаточно. Ограниченный лексикон, лепет, искажение звуков или их замена, отсутствие реакции на оклик являются сигналами неблагополучия. Если о недостатках воспитания речи не идет, то проблемы речевого развития могут состоять в следующем:
- недоразвитие речевых центров по причине нарушений внутриутробного развития;
- генетические и аутоиммунные заболевания;
- проблемы с артикуляцией и работой речевого аппарата;
- нарушения слуха;
- неблагоприятная психологическая обстановка в доме;
- переживания, психотравмы, испуг;
- двуязычное общение в семье.
Гораздо позже сверстников начинают говорить дети, воспитанию которых не уделяют должного внимания родители. Часто бывает, что свои обязанности мать и отец понимают ограниченно: ребенок сыт, одет, здоров, больше ему ничего не нужно. К малышу никто не обращается, не стимулирует ответы, поэтому словарный запас остается пассивным максимально долгое время.
Что предпринять, если ребенок не разговаривает
Речь предполагает работу мышц лица и органов речевого аппарата. Нужны ежедневные тренировки, чтобы первые слова, потом фразы и плавная речь, были внятными, разборчивыми, разнообразными. Занятия — это не уроки, а ежедневное и многократное общение, эмоциональный разговор взрослого с ребенком.
Как помочь ребенку начать разговаривать, как формировать его речь? Начинать следует в раннем возрасте:
- когда малыш «гулит» и «лепечет», отзывайтесь на звуки, повторяйте их;
- спокойным голосом проговаривайте свои действия, связанные с уходом за малышом, «общайтесь» таким образом с ним;
- пролистывайте книжки с картинками, заостряйте внимание на интересных персонажах;
- читайте простые стихи и потешки, повторяйте их день за днем;
- проговаривайте имена домашних каждый раз, когда ребенок взаимодействует с ними, называйте окружающие предметы;
- услышали звук — назовите источник (птичка, машина, поезд);
- когда говорите с ребенком, смотрите на него, четко проговаривайте слова;
- слушайте ритмичные детские песенки, двигайтесь под них;
- при попытке малыша произнести звук, при правильном использовании звуков и слов, хвалите его;
- поощряйте ребенка к общению, задавайте вопросы, помогайте с ответами;
- играйте и развивайтесь, веселые действия стимулируют речь.
В общении важно сохранять позитивный настрой, не переусердствуйте с занятиями, не давите на малыша, не заставляйте делать то, что ему не интересно.
Решить, что делать, чтоб ребенок начал разговаривать, помогут специалисты лечебно-оздоровительного центра «Доверие». Консультации нейропсихолога, дефектолога, логопеда позволят выявить проблемы, определить путь коррекции, стимулировать развитие речи.
Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста
запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие