Что делать, если ребенок не начинает разговаривать
Взрослые члены семьи имеют примерное представление о том, в каком возрасте дети начинают разговаривать. До 6 месяцев младенец только лепечет. После 6 произносит первые слоги. Ближе к 12 подражает звукам взрослых. Осмысленные слова появляются после года. «Мама», «папа», «баба», «дай» — с помощью этого малыш привлекает внимание и демонстрирует интерес к происходящему. Как понять, что в освоении речи есть пробелы? По каким признакам определяются отклонения в развитии ребенка?
Почему ребенок не говорит
Годовалый малыш часто не нуждается в объяснении словами. С мамой он общается при помощи улыбок и ласковых прикосновений, о своих проблемах сигнализирует плачем. Любящий родитель предугадывает желания младенца по взгляду, поэтому речевые навыки ребенку попросту не нужны.
В три года одной мимики и жестов недостаточно. Ограниченный лексикон, лепет, искажение звуков или их замена, отсутствие реакции на оклик являются сигналами неблагополучия. Если о недостатках воспитания речи не идет, то проблемы речевого развития могут состоять в следующем:
- недоразвитие речевых центров по причине нарушений внутриутробного развития;
- генетические и аутоиммунные заболевания;
- проблемы с артикуляцией и работой речевого аппарата;
- нарушения слуха;
- неблагоприятная психологическая обстановка в доме;
- переживания, психотравмы, испуг;
- двуязычное общение в семье.
Гораздо позже сверстников начинают говорить дети, воспитанию которых не уделяют должного внимания родители. Часто бывает, что свои обязанности мать и отец понимают ограниченно: ребенок сыт, одет, здоров, больше ему ничего не нужно. К малышу никто не обращается, не стимулирует ответы, поэтому словарный запас остается пассивным максимально долгое время.
Что предпринять, если ребенок не разговаривает
Речь предполагает работу мышц лица и органов речевого аппарата. Нужны ежедневные тренировки, чтобы первые слова, потом фразы и плавная речь, были внятными, разборчивыми, разнообразными. Занятия — это не уроки, а ежедневное и многократное общение, эмоциональный разговор взрослого с ребенком.
Как помочь ребенку начать разговаривать, как формировать его речь? Начинать следует в раннем возрасте:
- когда малыш «гулит» и «лепечет», отзывайтесь на звуки, повторяйте их;
- спокойным голосом проговаривайте свои действия, связанные с уходом за малышом, «общайтесь» таким образом с ним;
- пролистывайте книжки с картинками, заостряйте внимание на интересных персонажах;
- читайте простые стихи и потешки, повторяйте их день за днем;
- проговаривайте имена домашних каждый раз, когда ребенок взаимодействует с ними, называйте окружающие предметы;
- услышали звук — назовите источник (птичка, машина, поезд);
- когда говорите с ребенком, смотрите на него, четко проговаривайте слова;
- слушайте ритмичные детские песенки, двигайтесь под них;
- при попытке малыша произнести звук, при правильном использовании звуков и слов, хвалите его;
- поощряйте ребенка к общению, задавайте вопросы, помогайте с ответами;
- играйте и развивайтесь, веселые действия стимулируют речь.
В общении важно сохранять позитивный настрой, не переусердствуйте с занятиями, не давите на малыша, не заставляйте делать то, что ему не интересно.
Решить, что делать, чтоб ребенок начал разговаривать, помогут специалисты психологического центра «Доверие». Консультации нейропсихолога, дефектолога, логопеда позволят выявить проблемы, определить путь коррекции, стимулировать развитие речи.
Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста
запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие