Как помочь ребенку с тревожным расстройством: рекомендации психолога

Как неотъемлемая часть психического здоровья рассматриваются нормальные социальные и поведенческие реакции на разнообразные, в том числе негативные, жизненные ситуации и обстоятельства. «Тревожиться» — это не значит иметь психологические нарушения. Такое чувство испытывают взрослые и дети, частота проявления зависит от черт характера, свойств личности. Другое дело, когда состояние переходит в хроническое. Тогда оно перестает быть нормой, требует помощи специалистов. Разберем причины тревожности в детском возрасте, озвучим рекомендации родителям тревожного ребенка от психолога.

Чем отличается тревога от тревожности

Схожие на слух термины «тревога» и «тревожность» различаются психологами по значению. Тревогой называется эмоциональное беспокойство, соотносящееся с конкретной ситуацией. В основе может лежать реальная опасность, грозящая непосредственно человеку или его близким, или субъективное напряжение. Условно, тревога может вызываться плохими предчувствиями. В соответствии с психологическими аспектами, она мотивирует к защитному поведению, помогает преодолевать опасность. Разрушительного влияния на психику не оказывает.

Тревожность означает патологическую склонность переживать волнение по любому, часто надуманному, поводу. Это регулярный и устойчивый эмоциональный дискомфорт, похожий на чувство страха. Тревожность проявляется как затяжное ощущение неблагополучия или в виде приступов (панических атак).

Как помочь ребенку с тревожным расстройством

Признаки тревожности у ребенка

Тревожность характерна для детей с тонкой нервной организацией, впечатлительных, неуверенных в себе. Ребенка постоянно что-то беспокоит, он часто хнычет и раздражается, имеет общее мышечное напряжение, испытывает трудности с концентрацией внимания, нарушения сна.

Какие еще признаки указывают на тревожное расстройство:

  • ребенок не может подолгу заниматься одним делом, быстро устает, не заинтересован в конечном результате;
  • испытывает излишнее смущение среди сверстников, даже если обстановка внешне кажется благоприятной;
  • проявляет раздражительность и даже агрессию в ответ на обычные действия окружающих;
  • становится плаксивым, болезненным, скованным;
  • часто говорит о своих страхах, рассказывает о ночных кошмарах, пугается в обычных ситуациях;
  • боится трудностей, не уверен, что справится с новым занятием;
  • краснеет в непривычной обстановке, на лбу появляется испарина, холодеют кисти рук.

Если перечисленные признаки носят не эпизодический, а регулярный характер, часто проявляются в поведении ребенка, скорее всего специалист диагностирует тревожное расстройство.

Причины тревожности в детском возрасте

Определить, как помочь ребенку с тревожным расстройством, поможет понимание причин проблемы. С подобным сталкиваются дети разного возраста.

Какие обстоятельства влияют на развитие тревожности у ребенка:

  • завышенные требования родителей;
  • пережитая негативная ситуация, страх её повторения;
  • переутомление, нервное или физическое напряжение;
  • отсутствие условий для здорового сна, частое нарушение режима;
  • конфликты со сверстниками;
  • нарушения работы нервной системы;
  • гормональные перестройки, связанные с возрастом;
  • генетические особенности организма.

Дети с тревожным расстройством нередко жалуются и на соматические проблемы — головокружение, боли в животе, нарушения стула. Непосредственно во время приступа могут наблюдаться спазмы в горле, учащенное сердцебиение.

Как помочь ребенку с тревожным расстройством

Помощь ребенку с тревожным расстройством

Что же делать членам семьи, как родителям поддержать ребенка с тревожным расстройством?

  1. Создать спокойный микроклимат в доме;
  2. Наладить психологическую обстановку в семье;
  3. Поддерживать ребенка в любых начинаниях, не критиковать, снизить требования;
  4. Не подрывать авторитет людей, которые много значат для малыша;
  5. Повышать степень доверия, слушать и слышать, чаще разговаривать на самые разные темы;
  6. Обсуждать предстоящий день, планировать дела, затем анализировать всё произошедшее;
  7. Не сравнивать ребенка со сверстниками, хвалить за личные ресурсы и качества, формировать адекватно высокую самооценку;
  8. Обучать ребенка управлять своими чувствами в волнительных ситуациях.

Задача взрослых — исключить развитие невроза или другого серьезного нервно-психического расстройства. В связи с этим рекомендуется внимательно относиться к регулярным негативным проявлениям эмоций у ребенка, не закрывать глаза на его тревожность, своевременно консультироваться с психологом.

Специалисты этих направлений ведут прием в лечебно-оздоровительном центре «Доверие», в Красногорске. Для записи на первичную консультацию звоните по телефону +7 (985) 096-44-51. В центре проводят индивидуальные и групповые занятия, работают с родителями и детьми всех возрастов.

   
Alt