Почему детям необходимо эмоциональное воспитание
Главный факт о любом младенце, который никогда нельзя забывать, заключается в том, что он рождается в состоянии полной незрелости. Он не может понять свое состояние; он не знает, как общаться; у него нет возможности сопереживать; он не может не запутаться в своих собственных потребностях. В течение долгих лет его нужно направлять, чтобы он достиг самого ценного, но труднодостижимого состояния — эмоционально зрелого взрослого. Различие между взрослым и младенцем никогда не определяется одним лишь возрастом. Его нельзя узнать, просто взглянув на лицо и тело человека, не говоря уже о его статусе или профессии. Существуют девяностолетние старики, в эмоциональном плане все еще находящиеся в младенчестве, и девятилетние дети, которые по адекватности своих реакций на жизненные перипетии дадут фору многим так называемым взрослым.
Процесс достижения эмоциональной зрелости
Учебный план по достижению эмоциональной зрелости включает в себя следующие моменты:
- Младенец верит, искренне и безоговорочно, что он — центр Вселенной. Взрослому же пришлось узнать, через значительные горести и неудобства, что другие люди, оказывается, тоже существуют.
- Младенец громко настаивает на своих желаниях. В своем гневе он категоричен, как разъяренный император. Взрослому человеку приходится примириться с идеей компромисса. Он научился быть дипломатом. Он понял, что, как ни странно, могут существовать и другие точки зрения.
- Младенец верит, что окружающие смогут понять его желания и намерения без необходимости говорить, что быть любимым — значит быть услышанным словно по волшебству, и впадает в злобную обиду на тех, кто неправильно понимает его намерения. Взрослый человек усвоил нудную необходимость спокойно выражать содержание собственного разума: он научился рассказывать миру о себе.
- Младенец не может понять, как его тело влияет на его настроение. Он не способен осознать, что его отчаяние связано с усталостью, а возбуждение — с избытком сахара. Взрослый человек научился сосуществовать с собственным телом; он знает, что в мрачные моменты, вместо того чтобы отречься от мира сего и от собственной жизни, ему, возможно, просто нужно выпить стакан воды или пораньше лечь спать.
- Младенец — неутомимый идеализатор: те, кто его радует — чудесные существа, которым он свободно дарит ласку и нежность. В той же мере те, кто его раздражает, рискуют быть представленными как демоны и монстры, которые заслуживают того, чтобы их укусили или уничтожили. Взрослый понимает, что не существует полностью хорошего или плохого человека; он не так часто влюбляется и ненавидит.
- Младенец воображает, что взрослый должен точно знать, что он делает. Ведь он настолько большой, что может даже подбрасывать мяч на много метров в воздух и водить машину. Взрослый не так категоричен; он знает, что все так или иначе придумывают всё на ходу.
- Младенец не имеет понятия о боли или неудобствах, которые причиняет окружающим. Он беспечен и прекрасен в своем самозабвении. Взрослый человек правильно оценивает трудности, причиняемые другим, особенно тем, кого он любит; он может чувствовать соответствующую степень вины; он способен попросить прощения.
- Младенец постоянно и беспорядочно боится: быть съеденным тиграми, быть разгромленным учителями, быть унесенным ветром. Некоторые из страхов — это его собственная агрессия, спроецированная вовне. Взрослый успешно трансформировал свои страхи. У него есть здравое понимание того, где есть место ужасу.
- Младенец часто бывает либо в слезах, либо в восторге. Младенец — это существо, живущее надеждами, постоянно испытывающее разочарование и способное мгновенно впасть в ярость или экстаз. Взрослый приобрел талант к сдержанной меланхолии, сдобренной язвительным юмором.
- Взрослый человек не возражает против того, чтобы замечать не совсем зрелые стороны своего характера. Взрослый знает, что в некоторые моменты он будет возвращаться к младенчеству. Ребенок, особенно подросток, будет с вызывающей и непритворной яростью настаивать на том, что он полностью покончил с детством.
- Взрослый — это тот, кто знает, как позаботиться о ребенке, главным образом потому, что где-то в счастливом прошлом кто-то другой воспитал в нем детскую часть.
Эти и многие другие уроки относятся к процессу, известному как эмоциональное воспитание. К сожалению, ему нельзя научиться быстро. Это займет по меньшей мере в пять раз больше времени, чем изучение иностранного языка. Поэтому терпение должно быть одним из главных качеств любого воспитателя. Например, материал о незыблемой природе реальности придется преподать тысячу раз, прежде чем он закрепится: через сломанный глаз игрушки, пятно на любимых брюках, конец экранного времени, унылую необходимость идти спать, скуку долгой поездки на машине, смерть бабушки, совершенно нежелательный приезд родственников — и еще тысячу других трагедий, маленьких и больших.
В отличие от учебной программы по языку, программа освоения эмоций не имеет четкого расписания. Здесь нет явных разделов, таких как неправильные дроби или использование определенного артикля; нельзя ограничить проведение занятий вечером четверга или утром в понедельник. Бывают дни, когда пять разных материалов нужно успеть пройти еще до завтрака, причем без предупреждения о предстоящем испытании.
Ребенок постоянно стремится стать взрослым. Каждую минуту бодрствования юный мозг подталкивает его к тому, чтобы стать более развитым человеком. Это не значит, что к эмоциональной зрелости в конечном итоге приходит каждый, как и не всякий дуб вырастает на сорок метров, биологически в него заложенные; это просто означает, что младенец ориентирован на развитие и будет стремиться к нему, если на его пути не будет препятствий.
Стоит подчеркнуть, что все элементы незрелости — эгоцентризм, хвастливость, идеализация и так далее — это нормально в определенном возрасте. Ребенок должен пройти через все стадии юности, чтобы однажды занять подлинно зрелую позицию.
Родителям, преуспевшим в обучении детей работе с эмоциональной сферой, не следует ожидать особых знаков почета. Награда, если она и будет, неявная, но от того еще более ценная: это потомки, которые живы внутри, умеют быть добрыми к себе и знают, как заботиться о тех, кто пока еще менее развит — быть может, что самое приятное, и об их собственном потомстве.
Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста
запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие