Песочная терапия

Дети редко задумываются о том, что скрывает игра, когда строят из песка замки и форты, прокладывают дорожки или строят дворцы. Играя в песке и проявляя при этом трудолюбие, дети пытаются решить те проблемы психики, которые накапливаются в них от взаимодействия с внешним миром.

Игра с песком развивает в детях творческое начало, помогает визуализировать свои фантазии. Строительство замков из песка позволяет высвободить скрываемые в подсознании ребенка проблемы.

Зарождение песочной терапии

В начале 20-го века Маргарет Ловенфельд, используя разные варианты игр с песком для детей с особенностями развития, стала основоположником песочной терапии. Она высыпала песок на большой поднос, вокруг усаживались дети, и начиналась игра. Вместе с детьми она строила домики, пещеры, городки, для динамики детям разрешалось использовать воду.

В свою очередь психотерапевт Дора Калфф в 80-е годы подогнала теоретическую базу под этот метод, доказав его целесообразность и положительный эффект для анализа душевного состояния у ребенка.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Д. Калфф, публикация «Sandplay» («Игра с песком»), 1980г.

Благодаря Доре Калфф введены основные стандарты в организации песочной терапии:

  • Конкретный размер песочницы и использование определенных цветов.
  • Обязательное расположение песочницы на столе. Это создает удобство и лучшую визуализацию для «песочных построек».
  • Наличие рядом с песочницей небольших игрушечных фигурок.
  • Желательное использование воды для придания песку пластичности.

Изначально терапия применялась для выявления детских подсознательных страхов, желаний и опасений. Положительные результаты позволили опробовать метод и на взрослых пациентах.

Как происходит терапия песком

Очень часто дети стесняются выразить свои мысли словами. Они боятся реакции взрослых. Но для выражения мыслей существуют различные альтернативные варианты: мимика, жесты, рисование. Все методы, связанные с визуализацией, позволяют протянуть мост между внутренним миром эмоций и реальностью.

Чем больше фигурок используется в процессе, тем лучше. Их наличие придает «песочному миру» выразительность и позволяет более тщательно описать психологическое состояние ребенка. Фигуркой ребенок может демонстрировать свое «я», находить для него конкретное место и моделировать различные виды поведения.

Дети не всегда сразу начинают строить городки, часто они лепят простые фигуры и формы. Каждая из них может иметь собственную трактовку психологического состояния. Например, образ рыбы из песка означает, что ребенок мучается неисполнимым желанием, которое гнетет его. Цветы символизируют стремление ребенка к получению знаний, а камень свидетельствует о поиске ребенком надежной опоры и помощи.

Для специалиста вся эта информация позволяет определить душевное состояние пациента, помочь ему обрести стабильность. Терапия крайне эффективна в выявлении факта насилия над ребенком, результатом которого является душевная травма ребенка и боязнь говорить о случившемся. Ему легче будет объяснить свое состояние при помощи игрушечных фигурок и песка.

Положительный эффект песочной терапии

Песочная терапия позволяет выявить и успешно лечить такие отклонения в развитии ребенка, как:

  • Неврозы, в том числе заикание.
  • Склонность к панике и излишним волнениям.
  • Впечатлительность. Особенно, если ребенок находится в состоянии кризиса (развод родителей, смерть родственников и др.).
  • Замкнутость, отсутствие стремления к коммуникации.
  • Склонность к конфликтам.
  • Излишняя скромность и боязнь общества.
  • Конфликт и непринятие собственного «я». 

Терапия способна не только выявлять и лечить психологические отклонения. Она предоставляет ребенку возможность:

  • Самостоятельно проанализировать свой внутренний мир.
  • Приобрести навык принятия самостоятельных решений.
  • Обрести чувство комфорта и защищенности.
  • Развить потенциал к созиданию и творчеству.
  • Сформировать логику действий.
  • Развить моторику и ослабить напряжение.

Особенности проведения песочной терапии для детей

В ходе терапии ребенок должен пройти три обязательные стадии: хаотичное поведение, борьбу с собой и разрешение конфликта.

Хаотичное поведение

Первое, что переживает ребенок в начале терапии – отрицание ее воздействия. Это вызвано чувством выхода из зоны комфорта, взаимодействием с новым и не освоенным. В этом случае ребенок с некоторыми психологическими затруднениями всегда будет демонстрировать агрессию. Она будет демонстрироваться хватанием игрушек, их разбрасыванием, созданием беспорядка. Эта стадия завершается после 2-3 занятий.

Борьба с самим собой

Ребенок постепенно перестает проявлять агрессию и переносит свои внутренние переживания на фигурки. Чаще всего они конфликтуют, но моментом истины в терапии является появление героя, который всех побеждает и приносит мир в «песочный город». Стадия может длиться от недели до трех. Практически всегда ребенок отождествляет себя с этим героем.

Разрешение конфликта

В поведении ребенка наступает спокойствие и осмысленность. Песочная терапия, которая может показаться бесполезной игрой, прекрасно зарекомендовала себя в анализе психологического состояния. Ребенок не подвергается сложным тестам и опросам, а просто усаживается играть с песком. Это возможность дать ребенку быть самим собой.

Похожие статьи

2

«Как изменить свою жизнь в лучшую сторону?» История из практики

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался этим вопросом. Иногда бывают моменты в жизни, когда что-то менять нужно ...
Читать далее…
22

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ): причины и способы решения⠀

Автор: Германчук Ольга Константиновна, клинический психолог Как-то в перерывах между моими приёмами в Центре, я встретила свою бывшую пациентку – ...
Читать далее…
Кризис 1 года

ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ: КРИЗИС 1 ГОДА

Как правило, это промежуток 12 — 18 месяцев. СУТЬ «Переломный момент» в жизни ребёнка. Он начинает ходить, говорить, понимать некоторые ...
Читать далее…
11

Из практики: низкая успеваемость у ребёнка в школе. Что делать?

Автор: Кладкова Ксения Николаевна, психолог, детский нейропсихолог. Одна из самых распространённых жалоб у родителей в последнее время – низкая успеваемость ...
Читать далее…
Кризис 20-25 лет

КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА: КРИЗИС 20-25 ЛЕТ

Кризис – момент, когда человек переосмысливает свои поступки, свою значимость в жизни и ищет новое в себе. И они необходимы ...
Читать далее…
Кризис новорожденного

ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ: КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОГО

Как правило, происходит в первые 4 — 6 недель. Длится не более 2 месяцев. СУТЬ В этот период формируется базовое ...
Читать далее…
7

Воспитание детей – частая причина семейных конфликтов.

Один из ярких примеров среди наших клиентов — как растить сыновей? Позиция папы — нужно построже, ведь так растят «властных ...
Читать далее…
6

Опережающее развитие: история из практики работы детского психолога Галины Александровны Шаковой

Недавно ко мне на консультацию пришла мама с 9-летним сыном. По её словам, ребёнок, вдруг, стал замкнутым, необщительным и тревожным. ...
Читать далее…
   
Alt