Песочная терапия
Игра с песком развивает в детях творческое начало, помогает визуализировать свои фантазии. Строительство замков из песка позволяет высвободить скрываемые в подсознании ребенка проблемы.
Зарождение песочной терапии
В начале 20-го века Маргарет Ловенфельд, используя разные варианты игр с песком для детей с особенностями развития, стала основоположником песочной терапии. Она высыпала песок на большой поднос, вокруг усаживались дети, и начиналась игра. Вместе с детьми она строила домики, пещеры, городки, для динамики детям разрешалось использовать воду.
В свою очередь психотерапевт Дора Калфф в 80-е годы подогнала теоретическую базу под этот метод, доказав его целесообразность и положительный эффект для анализа душевного состояния у ребенка.
«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Д. Калфф, публикация «Sandplay» («Игра с песком»), 1980г.
Благодаря Доре Калфф введены основные стандарты в организации песочной терапии:
- Конкретный размер песочницы и использование определенных цветов.
- Обязательное расположение песочницы на столе. Это создает удобство и лучшую визуализацию для «песочных построек».
- Наличие рядом с песочницей небольших игрушечных фигурок.
- Желательное использование воды для придания песку пластичности.
Изначально терапия применялась для выявления детских подсознательных страхов, желаний и опасений. Положительные результаты позволили опробовать метод и на взрослых пациентах.
Как происходит терапия песком
Очень часто дети стесняются выразить свои мысли словами. Они боятся реакции взрослых. Но для выражения мыслей существуют различные альтернативные варианты: мимика, жесты, рисование. Все методы, связанные с визуализацией, позволяют протянуть мост между внутренним миром эмоций и реальностью.
Чем больше фигурок используется в процессе, тем лучше. Их наличие придает «песочному миру» выразительность и позволяет более тщательно описать психологическое состояние ребенка. Фигуркой ребенок может демонстрировать свое «я», находить для него конкретное место и моделировать различные виды поведения.
Дети не всегда сразу начинают строить городки, часто они лепят простые фигуры и формы. Каждая из них может иметь собственную трактовку психологического состояния. Например, образ рыбы из песка означает, что ребенок мучается неисполнимым желанием, которое гнетет его. Цветы символизируют стремление ребенка к получению знаний, а камень свидетельствует о поиске ребенком надежной опоры и помощи.
Для специалиста вся эта информация позволяет определить душевное состояние пациента, помочь ему обрести стабильность. Терапия крайне эффективна в выявлении факта насилия над ребенком, результатом которого является душевная травма ребенка и боязнь говорить о случившемся. Ему легче будет объяснить свое состояние при помощи игрушечных фигурок и песка.
Положительный эффект песочной терапии
Песочная терапия позволяет выявить и успешно лечить такие отклонения в развитии ребенка, как:
- Неврозы, в том числе заикание.
- Склонность к панике и излишним волнениям.
- Впечатлительность. Особенно, если ребенок находится в состоянии кризиса (развод родителей, смерть родственников и др.).
- Замкнутость, отсутствие стремления к коммуникации.
- Склонность к конфликтам.
- Излишняя скромность и боязнь общества.
- Конфликт и непринятие собственного «я».
Терапия способна не только выявлять и лечить психологические отклонения. Она предоставляет ребенку возможность:
- Самостоятельно проанализировать свой внутренний мир.
- Приобрести навык принятия самостоятельных решений.
- Обрести чувство комфорта и защищенности.
- Развить потенциал к созиданию и творчеству.
- Сформировать логику действий.
- Развить моторику и ослабить напряжение.
Особенности проведения песочной терапии для детей
В ходе терапии ребенок должен пройти три обязательные стадии: хаотичное поведение, борьбу с собой и разрешение конфликта.
Хаотичное поведение
Первое, что переживает ребенок в начале терапии – отрицание ее воздействия. Это вызвано чувством выхода из зоны комфорта, взаимодействием с новым и не освоенным. В этом случае ребенок с некоторыми психологическими затруднениями всегда будет демонстрировать агрессию. Она будет демонстрироваться хватанием игрушек, их разбрасыванием, созданием беспорядка. Эта стадия завершается после 2-3 занятий.
Борьба с самим собой
Ребенок постепенно перестает проявлять агрессию и переносит свои внутренние переживания на фигурки. Чаще всего они конфликтуют, но моментом истины в терапии является появление героя, который всех побеждает и приносит мир в «песочный город». Стадия может длиться от недели до трех. Практически всегда ребенок отождествляет себя с этим героем.
Разрешение конфликта
В поведении ребенка наступает спокойствие и осмысленность. Песочная терапия, которая может показаться бесполезной игрой, прекрасно зарекомендовала себя в анализе психологического состояния. Ребенок не подвергается сложным тестам и опросам, а просто усаживается играть с песком. Это возможность дать ребенку быть самим собой.
Если вам нужна помощь или консультация опытного специалиста
запишитесь на прием в лечебно-оздоровительный центр Доверие