Дислексия – причины, признаки и особенности лечения патологии у младших школьников

Дислексия у младших школьников проявляется трудностями при чтении текстов и письме, но при этом способность к обучению у ребенка сохраняется. Патология нуждается в своевременной коррекции, так как от этого зависит личностная самооценка, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, успешность при достижении целей. Результат исправления трудностей при чтении всегда заметнее в том случае, если работа по преодолению ошибок и недостатков речи начата сразу после выявления проблемы.

Как проявляется дислексия

Как проявляется дислексия

Дислексия – это специфическое расстройство, характеризующееся сложностями с быстрым и четким распознаванием слов во время чтения, а также при письме текстов под диктовку. Такое нарушение сопровождается тем, что ребенок не понимает прочитанное, соответственно не усваивает материал. При отсутствии коррекции словарный запас не пополняется, становится скудным, возникают проблемы с обучением практически по всем предметам. Ребенок теряет мотивацию к получению новых знаний.

Признаки дислексии хорошо заметны, если внимательно наблюдать за своим ребенком. Основными симптомами патологии считаются:

  • Изменение порядка чтения букв или слогов в словах;
  • Замена слов в тексте на те, которые созвучны по звучанию;
  • Трудности, отмечающиеся у школьника при получении основных навыков чтения;
  • Незначительная скорость чтения;
  • Отказ ребенка от чтения рассказов, правил и учебных материалов вслух.

Ребенок с дислексией испытывает затруднения при распознавании слов. Ему очень трудно дается запоминание алфавита и таблицы умножения. Некоторые дети с данным нарушением не могут нарисовать рисунок по образцу, путают окончания в словах, замедленно выполняют простые задания. Дислексия чаще всего протекает одновременно с дисграфией.

Причины патологии

Реализация процесса чтения предполагает участие речедвигательного, зрительного и речеслухового анализаторов. Чтобы прочитать текст необходимо:

  • Увидеть и распознать букву;
  • Соотнести буквы с соответствующими им звуками;
  • Слить отдельные звуки в слоги, затем из слогов составить слово, а из прочитанных слов предложение;
  • Понять прочитанное.

Дислексия возникает, когда один из этих этапов психофизиологического восприятия нарушается.

Патология может быть связана с воздействием тех факторов, которые вызывают мозговую дисфункцию. В первую очередь это гипоксия мозга плода, что отмечается при врожденных пороках сердца, при анемии у матери, асфиксии в родах, аномалиях пуповины. Поражение ЦНС и головного мозга ребенка в утробе может быть связано с алкогольной интоксикацией, гемолитической болезнью, краснухой у женщины, корью, гриппом. Нарушить работу головного мозга могут и плодоизгоняющие операции при узком тазе или осложнениях беременности. Многие ученые считают dyslexia и патологией с генетической предрасположенностью. Причем в каждом последующем поколении признаки болезни становятся все более заметными.

Как справиться с дислексией

Даже при очевидных признаках нарушения речевой функции необходимо логопедическое обследование, на основании которого можно установить насколько выражена патология, и какие способы коррекции дадут больший эффект.

Во время обследования изучается анамнез жизни, собираются сведения о беременности, проводится диагностика устной и письменной речи. Большинству детей требуется консультация невролога, ЭхоЭКГ, обследование у офтальмолога. По результатам диагностики подбирается схема терапии.

Преодоление дислексии требует много времени и терпения. Коррекция заметно упрощается, если с ребенком одновременно занимается нейропсихолог, логопед-дефектолог, детский психолог. Выбор методик определяется и видом дислексии, однако при любых нарушениях чтения у детей школьного возраста полезны следующие упражнение:

  • Составление ребенком рассказа по картинкам;
  • На развитие памяти, логики, внимательности;
  • Направленные на ориентирование в пространстве;
  • На тактильное восприятие предметов, то есть их нужно описать, только на основании осязания, то есть ощупывания;
  • На определение размеров, цвета, форм предметов.

Нарушение речи дислексия редко выявляется у тех детей, которые любят делать поделки, лепить из пластилина, постоянно слушают книжки и сами разговаривают с игрушками, животными, сочиняют сказки. Стремление малышей к познанию мира необходимо поддерживать и тогда в школе проблем с обучением будет гораздо меньше.

Маленьких пациентов с дислексией в Москве успешно лечат в нашем центре «Доверие». С детьми работает команда опытных докторов, а план коррекции подбирается с учетом возраста, выявленных патологий ЦНС, степени нарушения, особенностей темперамента. Получить консультацию врачей родители могут в любое удобное для них время, записавшись предварительно на прием по телефону.

   
Alt