Дисграфия у детей – какие нарушения указывают на патологию

Дисграфия у младших школьников самостоятельно проходит редко, а если решению проблемы не уделить достаточно внимания, то в будущем это может отрицательно сказаться на общем обучении. В настоящее время более, чем у 60 % учащихся начальных классов выявляются те или иные проблемы с письменной речью. В старших классах ситуация меняется не сильно – около 40 % учащихся также допускают нетипичные ошибки при письме, не связанные со знанием грамматических правил. Ребенку с дисграфией необходима своевременная помощь специалиста, и чем раньше начать коррекцию, тем быстрее можно будет добиться заметных успехов.

Как проявляется дисграфия

Как проявляется дисграфия

Дисграфией называют нарушение письма, при котором ребенок делает непонятные ошибки. Он может пропускать или заменять буквы, сращивать отдельные слова между собой, неверно писать окончания. Проблема не связана с неграмотностью, незнанием правил русского языка или органическими патологиями. Поэтому ребенку необходима дополнительная помощь специалистов и родителей, от которых во многом зависит психологический настрой малыша.

Дисграфию нельзя определить до школы. Она начинает проявляться после того, как школьник выучит буквы и овладеет первыми навыками письменной речи. О том, что у вашего ребенка имеются специфические нарушения можно судить по определенным ошибкам в тетради. На дисграфию указывают:

  • Пропуски букв и слогов в словах;
  • Зеркальное написание букв;
  • Замена сходных в написании букв, например ш на щ;
  • Замена букв со сходным звучанием, например ц на с;
  • Неправильное построение предложений;
  • Нарушение грамматической согласованности слов.

Исправление дисграфии подразумевает и улучшение почерка, так как у детей с такой проблемой он неровный, неразборчивой, буквы могут быть сильно наклонены вертикально. Патология может сопровождаться дислексией, то есть нарушением устной речи.

Причины патологии

Процесс овладения письмом тесно взаимосвязан с тем, насколько к школьному возрасту сформирована устная речь – фонетическое восприятие, звукопроизношение, связанность слов, лексико-грамматическая часть. Причины дисграфии делятся на органические и социальные:

  • К первой группе относят недоразвитие головного мозга в раннем возрасте или его поражение. Проблемы с письменной и устной речью могут быть связаны с перенесенным менингитом, родовой травмой, асфиксией, тяжело протекающими соматическими болезнями, то есть теми заболеваниями, которые истощают нервную систему;
  • Социально-психологические причины – дефицит речевой практики, слишком раннее обучение малышей грамоте, билингвизм, то есть двуязычие в семье.

Предрасположены к дисграфии дети с задержкой речевого развития. Проблема может быть связана с тем, что языковый анализ и синтез у ребенка не сформированы. В большинстве случаев ошибки, не связанные с грамотностью, у школьников впервые замечают учителя. Они должны поставить об этом в известность родителей. Диагноз ставится только после всестороннего обследование у невролога, отоларинголога, логопеда, офтальмолога.

Что можно сделать

Коррекция нарушения дисграфии зависит от результатов обследования. Методы устранения проблемы подбираются также с учетом форм особенностей ошибок на письме. Если у ребенка есть заболевания, которые отражаются на общем развитии, то обязательно назначаются лекарства и подбирается реабилитационная терапия – массаж, ЛФК, физиотерапевтические процедуры.

Коррекция заболевания должна проводиться под руководством грамотного логопеда. Специалист подбирает те упражнения, которые помогают сформировать фонемное распознавание, звукопроизношение, моторику, пространственное представление.

Исправить дисграфию можно при помощи:

  • Письменных упражнений, заключающихся в различении и узнавании схожих в написании букв;
  • Заданий, улучшающих память, восприятие, внимание, мышление ребенка;
  • Речевых игр, таких как Лесенка, Наборщик, ребусы, загадки;
  • Упражнений, направленных на правильное построение речи;
  • Заданий, направленных на постановку звуков и их фонемное распознавание.

Работа с ребенком не должна ограничиваться только занятиями с логопедом. Родители и дома должны стараться помочь своему малышу. В первую очередь необходим правильный психологический настрой, детей с речевыми проблемами нельзя ругать за ошибки, их нужно поддерживать и хвалить за малейшие достижения. Сейчас есть игры для раннего возраста, с помощью которых у детей можно легко и без напряжения развить их речь. Профилактика дисграфии заключается и в развитии мелкой моторики, в занятиях на музыкальном инструменте, в постоянных упражнениях на внимательность.

Детям с дисграфией и дислексией могут помочь специалисты нашего центра «Доверие». Мы можем дать онлайн-консультацию, по результатам которой родители уже смогут определиться, необходима ли их ребенку помощь логопеда. С детьми занимаются опытные сотрудники, а использование новейших методик коррекции и лечения позволяет добиться заметных положительных сдвигов и в самых запущенных случаях.

   
Alt